18.1.10. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ ТОРГОВОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Нормативная база:


1. Закон України «Про захист прав споживачів» від 12.05.1991 р. № 1023-XII.

2. Постанова Верховного суду України «Про практику розгляду цивільних справ за позовами про захист прав споживачів» від 12.04.1996 р. № 5.


За всеми потребителями в одинаковой мере ПРИЗНАЕТСЯ ПРАВО на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Установление любых преимуществ, применение прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается, кроме случаев, предусмотренных нормативно-правовыми актами ([1] статья 17 часть 1).


Рассматривая иски, предъявленные в связи с отказом предприятия,учреждения, организации или гражданина-предпринимателя от заключения договора покупки-продажи или договора о выполнении работ или предоставлении услуг, суду надлежит учитывать, как право граждан на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания, так и наличие у предпринимателя реальной возможности удовлетворить требования потребителя.

В частности, суд НЕ МОЖЕТ признать безосновательным отказ в заключении договора, если ответчик докажет, что выполнение работы (предоставление услуги) выходит за пределы его уставной деятельности или превышает его производственные (технологические) возможности. При этом такими, которые выходят за пределы уставной деятельности предпринимателя,можно считать работы (услуги), выполнение которых не предусмотрено учредительными документами и не объявлено им (в т.ч. не указано в правилах бытового или других видов обслуживания, правилах выполнения отдельных видов работ или предоставления отдельных видов услуг).

Однако отсутствие в уставных документах положений о выполнении определенных работ (услуг) еще не свидетельствует о правомерности отказа в заключении договора, если такая деятельность отвечает общим заданиям, предусмотренным настоящими документами ([2] пункт 13).


Потребитель ИМЕЕТ ПРАВО на свободный выбор продукции в удобное для него время с учетом режима работы продавца (исполнителя).

Продавец (исполнитель) ОБЯЗАН всячески оказывать содействие потребителю в свободном выборе продукции.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента, в любой способ ограничивать использование им электронных платежных средств, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате ([1] статья 17 часть 2).


Следует всячески искоренять мысль о том, что продавец лучше знает что Вам нужно. Во-первых, покупка должна быть осознанным и выверенным шагом, а, во-вторых, у Вас и у продавца - разные цели. В погоне за прибылью он всегда готов за Ваши деньги «втюхать» что угодно. Но покупаете то Вы!

Поэтому, не стесняйтесь поинтересоваться, что именно входит в сумму, указанную на ценнике (о комплекте поставки, который устанавливает производитель, здесь речи не идет). И хорошо подумайте, нужны ли Вам эти «мифические» настройки, отладки, электронные ключи и … увы, они придумывают лучше!


Продавец (исполнитель) ОБЯЗАН предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия ([1] статья 17 часть 3).


Потребитель ИМЕЕТ ПРАВО на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены продукции, которая приобретается (заказывается), демонстрацию безопасного и правильного ее использования. По требованию потребителя продавец (исполнитель) ОБЯЗАН предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы о качестве, безопасности, цене продукции ([1] статья 17 часть 4).


В случае, если во время гарантийного срока необходимо определить причины утери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) ОБЯЗАН в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца (исполнителя, производителя).

Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортирования или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель ОБЯЗАН возместить продавцу (исполнителю, предприятию, которое выполняет его функции) затраты на проведение экспертизы.

Потребитель, продавец (исполнитель, производитель) ИМЕЮТ ПРАВО обжаловать выводы экспертизы в судебном порядке ([1] статья 17 часть 4).


Потребитель ИМЕЕТ ПРАВО принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя ([1] статья 8 часть 14).


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика